понедельник, 10 ноября 2014 г.

Отношения между понятиями

Понятие - это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов.
Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержанием понятия “квадрат” является совокупность двух существенных признаков: “быть прямоугольником” и “иметь равные стороны”.
Объемом понятия называют совокупность (класс) предме­тов, которая мыслится в понятии. Объективно, т. е. вне созна­ния человека, существуют различные предметы, например, школьники. Под объемом понятия “школьник” подразумевает­ся множество всех школьников, которые существуют сейчас, су­ществовали ранее и будут существовать в будущем. Класс (или множество) состоит из отдельных объектов, которые называ­ются его элементами. В зависимости от их числа множества делятся на конечные и бесконечные. Например, множество сто­лиц государств конечно, а множество натуральных чисел беско­нечно. Множество (класс) А называется подмножеством (под­классом) множества (класса) В, если каждый элемент А является элементом В. Такое отношение между подмножеством А и множеством В называется отношением включения класса А в класс В и записывается так: А c В. Читается: класс А входит в класс В. Это отношение вида и рода (например, класс “стол” входит в класс “мебель”).
Отношение принадлежности элемента а классу А записыва­ется так: а є А. Читается: элемент а принадлежит классу А. Например, а - “Нева” и А - “река”.
Классы А и В являются тождественными (совпадающими), если А c В и В c А, что записывается как А=В.
Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий
В этом законе речь идет о понятиях, находящихся в родо­видовых отношениях. Объем одного понятия может входить в объем другого понятия и составлять при этом лишь его часть. Например, объем понятия “хищная рыба” целиком входит в объ­ем другого, более широкого по объему понятия “рыба” (состав­ляет часть объема понятия “рыба”). При этом содержание пер­вого понятия оказывается шире, богаче (содержит больше при­знаков), чем содержание второго. 
На основе обобщения такого рода примеров можно сформулировать следующий закон: чем шире объем понятия, тем уже его содержание, и наоборот. Этот закон называется законом обратного отношения между объе­мом и содержанием понятия. Он указывает на то, что чем меньше информации о предметах, заключенной в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав (например, “водопад”), и наоборот, чем больше информации в понятии (например, “крупный водопад” или “крупный водопад в Канаде”), тем уже и определеннее круг его предметов, или даже мыслится только один предмет.
Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражающие эти предметы, также находятся в определенных отношениях. Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми (например, “поэма” и “колодец”; “невоспитанность” и “радуга”), остальные понятия называются сравнимыми.
Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые (объемы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые (их объемы не имеют общих элементов).
Типы совместимости:
равнозначность (тождество), перекрещивание,
подчинение (отношение рода и вида)
Отношения между понятиями изображают с помощью круговых схем (кругов Эйлера)', где каждый круг обозначает объем понятия. Кругом изображается и единичное понятие.


Равнозначными, или тождественными, называются понятия, которые, различаясь содержанием, имеют равные объемы. В них мыслится или одноэлементный класс, или один и тот же класс предметов, состоящий более чем из одного элемента. Примеры равнозначных понятий: 1) “река Нил” и “самая длинная река в мире”; 2) “автор романа “Красное и черное”, “автор романа “Пармская обитель”; 3) “равносторонний прямоугольник”: “ квадрат”; “равноугольный ромб”. Объемы тождественных понятий  изображаются кругами, полностью совпадающими.
Понятия, объемы которых совпадают частично, т. е. содер­жат общие элементы, находятся в отношении перекрещивания. Примерами их являются следующие пары: “горожанин” и “садовод”; “студент” и “нумизмат”; “спортсмен” и “учащийся педаго­гического колледжа”. Они изображаются пересекающимися кру­гами (рис. 3). В заштрихованной части двух кругов мыслятся учащиеся педагогического колледжа, являющиеся спортсмена­ми или (что одно и то же) спортсмены, являющиеся учащимися педагогического колледжа, в левой части круга Амыслятся уча­щиеся педагогического колледжа, не являющиеся спортсменами. В правой части круга В мыслятся спортсмены, которые не явля­ются учащимися педагогического колледжа.
Отношение подчинения (субординации) характеризуется тем, что объем одного понятия целиком включается (входит) в объем другого понятия, но не исчерпывает его. Это отношение вида и рода; А - подчиняющее понятие (“цветок”), В - подчи­ненное понятие (“чайная роза”) (рис. 3).
Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие
Соподчинение (координация) - это отношение между объема­ми двух или нескольких понятий, исключающих, друг друга, но при­надлежащих некоторому более общему (родовому) понятию (на­пример, “пианино”, “скрипка”, “виолончель” принадлежат объему понятия “музыкальный инструмент”). Они изображаются отдель­ными неперекрещивающимися кругами внутри более обширного круга (рис. 3). Это виды одного и того же рода.
В отношении противоположности (контрарности) нахо­дятся объемы таких двух понятий, которые являются видами одного и того же рода, и притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменя­ет их другими, исключающими (т. е. противоположными призна­ками). Слова, выражающие противоположные понятия, являют­ся антонимами. Антонимы широко используются в обучении. Примеры противоположных понятий: “великан” - “карлик”; “бе­лые туфли” - “черные туфли”. Объемы последних двух понятий
разделены объемом некоторого третьего понятия, куда, напри­мер, входит понятие “коричневые туфли”.
В отношении противоречия (контрадикторности) находят­ся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никаки­ми другими признаками. Если одно понятие обозначить А (напри­мер, “глубокое озеро”), то другое понятие, находящееся с ним в отношении противоречия, следует обозначить не-А (т. е. “неглу­бокое озеро”). Круг Эйлера, выражающий объем таких понятий, делится на две части  и не-А), и между ними не существует третьего понятия. Например, товар может быть либо дорогой, либо недорогой; комната бывает светлой или не светлой; животное -позвоночным или беспозвоночным и т. д. Понятие А является по­ложительным, а понятие не-А - отрицательным. Понятия А и не-А также являются антонимами.

Задачи. Определить отношения между данными понятиями и изобразить эти отношения кругами Эйлера.
1. Игрушка, заводная игрушка, кукла, заводной автомобиль, пистолет
Рис. 4
2. Стихийное бедствие, землетрясение, явление при ды, наводнение, гроза
Рис.5

Источник (ссылка)


Домашнее задание. Оношения между понятиями