Домашнее задание:
1. Прочитать теоретический материал.
2. Электронная тетрадь Отношения между понятиями, множествами
3. Являются ли следующие понятия совместимыми:
1. Прочитать теоретический материал.
2. Электронная тетрадь Отношения между понятиями, множествами
3. Являются ли следующие понятия совместимыми:
- а) монитор, клавиатура;
- б) принтер, проектор;
- в) черный квадрат, красный квадрат;
- г) лейтенант, старший лейтенант;
- д) хищник, лев;
- е) Европа, Азия?
4. Определите вид отношения между следующими понятиями и изобразите его с помощью кругов Эйлера:
- а) школа, образовательное учреждение;
- б) Ю. Гагарин; первый человек, полетевший в космос;
- в) русский писатель, автор поэмы "Мертвые души", писатель;
- г) президент, президент России, глава государства;
- д) художественная литература, литература, драматургия;
- е) отец, сын, мужчина, дедушка.
5. Определите вид отношений между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:
- а) А — ученый, В — писатель, С — общественный деятель;
- б) А — участник отечественной войны 1812 года, В — генерал, С — гусар;
- в) А — автор романа "Мастер и Маргарита", В — писатель, С — русский писатель;
- д) А — еженедельник, В — периодическое издание, С — газета "Ведомости".
Для определения вида отношений между понятиями по объему нужно:
1) соотнести представление об объеме понятия с кругами Эйлера;
2) если дано несколько понятий, определить сначала отношение между двумя, а затем присоединять по-одному остальные.
Пример: А — наука, В — информатика, С — школьная информатика. Школьная информатика является разделом общей информатики, но только некоторые разделы общей информатики входят в курс школьной, следовательно, между понятиями "информатика" и "школьная информатика" существует отношение вида и рода, т.е. круг С входит полностью в круг В. Такое же отношение между понятиями "наука" и "информатика", значит круг В входит в круг А.
Таким образом, все понятия в задаче являются совместимыми: отношение подчинения между А и В, А и С, В и С.
Пример: А — наука, В — информатика, С — школьная информатика. Школьная информатика является разделом общей информатики, но только некоторые разделы общей информатики входят в курс школьной, следовательно, между понятиями "информатика" и "школьная информатика" существует отношение вида и рода, т.е. круг С входит полностью в круг В. Такое же отношение между понятиями "наука" и "информатика", значит круг В входит в круг А.
Таким образом, все понятия в задаче являются совместимыми: отношение подчинения между А и В, А и С, В и С.